Mercedes-Benz в Волгограде
Легковые и внедорожники Минивэны Сервис Сегодня в автосалоне Эвакуатор О Компании

Сто сороковой. 1991-1998.



В марте 1991 г. на Женевском автосалоне было представлено новое поколение S-класса (заводское обозначение: серия 140). Дизайн кузова нёс в себе традиционные элементы стиля Mercedes-Benz, идеально вписываясь в гармоничное единство модельного семейства легковых автомобилей. Так же как при разработке модельного ряда SL семейства R 129, в дизайне нового S-класса была сохранена базовая форма характерного элемента фирменного стиля – решётки радиатора, но в новой интерпретации. В этом варианте классической темы, получившем название "плакетка", облицовка радиатора с более тонкой, чем прежде, хромированной окантовкой была органично интегрирована в капот. Звезда Mercedes-Benz впервые устанавливалась не на самой решётке радиатора, а на капоте, причём была слегка смещена назад. В целом разработка дизайнерской концепции нового поколения S-класса была нацелена на достижение высокого уровня аэродинамики при одновременном сохранении максимальной практичности и функциональности.
 
Как у предшествующего семейства W 126 и ряда поколений автомобилей Mercedes-Benz высшего класса, наряду со стандартной версией предлагался вариант с удлинённой колёсной базой, причём, как и в предыдущих моделях, дополнительные 100 мм пошли исключительно на увеличение пространства для ног в задней части салона. Для внутреннего рынка первое время предлагался моторный ряд, включавший четыре двигателя, из которых только M 119 - 5,0-литровый двигатель V8 с четырьмя клапанами на цилиндр – был уже известен по прежним моделям. Как и в версии 500 E серии W 124, здесь устанавливался так называемый "Einheitsdeck-Motor" с микропроцессорным управлением системой впрыска фирмы Bosch "LH-Jetronic". Остальные три двигателя были новыми разработками: 4,2-литровый двигатель V8 с четырёхклапанной системой газораспределения был сконструирован по примеру 5,0-литрового силового агрегата на основе испытанного 4,2-литрового двигателя с двумя клапанами на цилиндр, а шестицилиндровый рядный двигатель с рабочим объёмом 3,2 л имел в своей основе конструкцию 3,0-литрового четырёхклапанного мотора, внедрённого в производство за два года до этого. Кстати, интересно отметить следующую любопытную деталь: присвоение заводских индексов 3,2-литровой и 4,2-литровой моделям уже не было напрямую связано с рабочим объёмом двигателя - в целях унификации они получили обозначения 300 SE/SEL и 400 SE/SEL.
 
Абсолютной новинкой был 6-литровый двигатель V12 M 120, который не только стал первым серийным 12-цилиндровым двигателем для легковых автомобилей Mercedes-Benz, но и, обладая номинальной мощностью 408 л.с., вошёл в историю как самый мощный из них. Номинальный крутящий момент составлял 580 Нм и устанавливался на отметке 500 Нм уже при 1600 об/мин. Так же, как шестицилиндровый двигатель и оба двигателя V8, двенадцатицилиндровый мотор имел четырёхклапанную систему газораспределения, регулируемые впускные распредвалы и микропроцессорное управление системой впрыска с термоанемометрическим воздухомером с нагреваемой нитью. При разработке всех двигателей на первый план выдвигалось решение таких задач как минимизация выброса вредных веществ и расхода топлива. Новая полностью электронная система зажигания, используя в общей сложности 300 параметров, рассчитывала оптимальный момент зажигания, причём для каждого цилиндра в отдельности и с учётом регулировки по детонации. M 120 был единственным в мире 12-цилиндровым двигателем, оснащавшимся системой регулировки угла опережения зажигания в зависимости от детонации для каждого цилиндра. Только при этом условии обеспечивалась высокая степень сжатия 10:1, необходимая для оптимального потребления топлива.
 
Принципиально новой была также система управления двигателем и трансмиссией, в которой все модули управления сообщались между собой при помощи общей шины данных. Она позволила объединить в одно целое управление практически всеми важнейшими системами, а также реализовать множество дополнительных функций, что использовалось, например, для быстрого разогрева катализаторов при низкотемпературном пуске двигателя, а также антипробуксовочного регулирования, обеспечивавшего курсовую устойчивость при сбросе газа на скользкой дороге. Наряду с оптимизацией состава ОГ и сокращением их выброса в новом модельном ряду W 140 был реализован целый ряд программных идей, благодаря которым этот модельный ряд стал лидером в сфере прогрессивного и экологичного автопроизводства. S-класс возвестил о приходе эры автомобилей, не содержащих фтористых углеводородов (FCKW), и дал новое направление развитию такой сферы экологичного автомобильного производства как утилизация отходов. Пластиковые компоненты, использовавшиеся в его конструкции, не только были пригодны для вторичного использования, о чём свидетельствовала соответствующая маркировка, но и сами изготавливались из регранулята – переработанного вторичного сырья. В 1992 г. S-класс был отмечен наградой "Stratospheric Ozone Protection Award" за охрану окружающей среды, присуждаемой американским Агентством по защите окружающей среды "Environmental Protection Agency".
 
Помимо сокращения расхода топлива и оптимизации параметров экологичности при разработке нового S-класса на первом плане стояла задача повышения комфорта и безопасности. При этом в числе прочих факторов особое значение придавалось продуманной концепции и тщательной настройке ходовой части. Новая независимая передняя подвеска на сдвоенных поперечных рычагах устанавливалась на подрамнике, который изолировал кузов автомобиля от дорожного шума и вибраций. На задней оси устанавливалась конструкция, разработанная на основе независимой многорычажной подвески, использовавшейся в других семействах. При этом направляющая система подвески колёс была существенно доработана и адаптирована к особенностям S-класса. Геометрия рычагов была изменена с учётом воздействия значительно больших продольных и поперечных сил. Примечательным в этой связи является перекрёстное расположение верхних рычагов, что позволило компактно разместить всю конструкцию несмотря на большую длину качающихся полуосей.
 
В плане активной безопасности седаны S-класса серии 140 отличали такие свойства как превосходный выбег даже на неровном дорожном покрытии, высокая устойчивость к боковому ветру, точная работа рулевого управления, а также неизменно отличные динамические свойства вне зависимости от степени загруженности автомобиля. Принципиально новым было техническое решение тормозной системы восьми- и двенадцатицилиндровых моделей, в которой на задние колёса приходилось больше тормозного усилия. Благодаря этому повышалась устойчивость тормозной системы, и снижался износ тормозов передней оси.
 
Необыкновенно высокий ездовой комфорт S-классу гарантировало значительное снижение передаваемого в салон шума шин и вибраций, минимизация продольной качки при трогании с места и торможении, уменьшение поперечного крена и колебательных движений кузова при движении в повороте и прохождении неровностей дорожного покрытия, а также практически нечувствительное к толчкам рулевое управление. В восьми- и двенадцатицилиндровых версиях серийно устанавливалось так называемое "параметрическое рулевое управление", у которого коэффициент усиления зависел от скорости движения, то есть на малой скорости, например, при парковке, водителю требовалось прикладывать значительно меньшее усилие для вращения рулевого колеса.
 
Повышению комфорта и безопасности также способствовали стеклопакеты, впервые применявшиеся в легковых моделях и объединявшие в себе целый ряд достоинств: предотвращение запотевания и обледенения стёкол, повышенная тепло- и звукоизоляция, улучшенная обтекаемость воздушными потоками и отсутствие шума ветра на оконных уплотнителях.
 
Ещё две конструктивных новинки - складывающиеся зеркала заднего вида и выдвижные габаритные штыри-ориентиры для облегчения движения задним ходом – упрощали маневрирование в ограниченном пространстве и помогали видеть задние габариты машины. Чтобы при движении задним ходом можно было точнее оценить расстояние до препятствия, инженеры Mercedes-Benz установили сверху в торцах задних крыльев габаритные штырьки-ориентиры. Хромированные «рожки» высотой 65 мм выдвигались пневматикой вертикально вверх через 2 секунды после включения заднего хода и убирались обратно через 8 секунд после переключения передачи.
 
В октябре 1992 г. на Парижском автосалоне были показаны Mercedes-Benz 300 SE 2.8 и 300 SD Turbodiesel, ставшие в модельном ряду S-класса наиболее экономичными и доступными версиями. Большое внимание привлекла к себе версия 300 SD, которая с октября 1991 г. экспортировалась в США, а теперь стала первой дизельной моделью S-класса, которую можно было приобрести и в Германии. Mercedes-Benz 300 SD оснащался 3,5-литровым шестицилиндровым двигателем с турбонагнетателем, приводимым в действие ОГ, который в принципе уже был знаком по предшествующей модели серии 126, но был усовершенствован и теперь был способен развивать мощность 150 л.с. Вторая дебютантка, модель 300 SE 2.8, так же как 300 SE оснащалась шестицилиндровым рядным двигателем с четырьмя клапанами на цилиндр, который тоже относился к семейству двигателей M 104.
 
В июне 1993 г. по аналогии с другими легковыми сериями компании были изменены обозначения моделей: после литеры "S" теперь шло трёхзначное число, а дополнительные "E", "D" и "L" более не использовались. Например, модель 500 SE теперь получила обозначение S 500, а 600 SEL в рамках новой номенклатуры назывался «S 600 lang» (т.е. с длинной колёсной базой). Шильдик на крышке багажника с тех пор свидетельствует лишь о «классовой принадлежности» и рабочем объёме. Вариант исполнения кузова (стандартная или длинная колёсная база), который если не с первого, то со второго взгляда в любом случае становится очевидным, в индексе модели более не указывается. Наибольшие изменения претерпели наименования 4,2-литровых и шестицилиндровых моделей. Вместо прежних чисел в обозначении, которые для единства картины округлялись до сотен, теперь указывались числа, соответствующие фактическому рабочему объёму. Например, модель 300 SE получила обозначение S 320, а 300 SD стал называться «S 350 Turbodiesel».
 
На Женевском автосалоне в марте 1994 г. седаны S-класса предстали в обновлённом виде с небольшими стилистическими изменениями в дизайне. При не изменившихся габаритах ряд детальных решений в целом оставлял визуально более лёгкое, пропорционально сбалансированное и динамичное впечатление. Это достигалось в первую очередь явно выраженным схождением в нижней части бамперов и защиты боковых поверхностей кузова, а также молдингом, проходящим по боковинам и визуально делившим их в горизонтальной плоскости. Новый дизайн фар и решётки радиатора усиливал этот эффект. В видоизменённых фарах с усовершенствованными рефлекторами свободной формы, обеспечивавших на 60 % больше светоотдачи, фары ближнего света уже не отделялись от фар дальнего света центральной перемычкой, что визуально делало переднюю часть шире. Это впечатление подчёркивали также бесцветные рассеиватели передних указателей поворота. Шести- и восьмицилиндровые модели получили радиаторную решётку обновлённого дизайна с небольшим изгибом по центральной вертикальной стойке. Модели с двигателями V12 украшала решётка радиатора специального дизайна с хромированными поперечными ламелями и заметно более широкой хромированной окантовкой. Существенным элементом гармоничного облика S-класса стало обновление формы задней части. Нижние кромки крышки багажника были закруглены, как в моделях купе. Светоотражающая полоса, проходящая над задним бампером, стала немного шире под задними фонарями, которые теперь были двухцветными. Благодаря этому багажник стал визуально более плоским, а вся задняя часть в целом шире и ниже.
 
С мая 1995 г. в перечень дополнительного оборудования была включена ультразвуковая система комфортной парковки "Parktronic", которая посредством ультразвуковых сигналов, преобразуемых в электронном блоке управления, определяет расстояние до ближайшего препятствия. Приёмник и передатчик ультразвуковых сигналов объединены в датчиках, встроенных в передний и задний бампер, причём на защитную функцию бамперов это не влияет. У обеих моделей, оснащавшихся двигателями V12, с мая 1995 г. система Parktronic была включена в базовую комплектацию. Одновременно с этим на всех седанах S-класса отказались от уже ненужных теперь габаритных штырей-ориентиров на задних крыльях.
Если фейслифтинг марта 1994 года в основном затронул дизайн, то изменения сентября 1995 г., коснувшиеся восьми- и двенадцатицилиндровых моделей, носили технический характер. Совершенно новая 5-ступенчатая автоматическая коробка передач с блокировкой гидротрансформатора, которая с мая 1995 г. уже устанавливалась в купе S 600, теперь и в седанах сменила прежнюю 4-ступенчатую трансмиссию с гидравлическим управлением. Главным элементом этого шедевра техники является электронная система управления коробкой передач, которая, находясь в постоянном контакте с электронным блоком управления двигателем и обмениваясь с ним данными, автоматически адаптирует переключение передач к любой ситуации на дороге. Новая автоматическая коробка передач была не только инновационной с технической точки зрения, но также существенно компактнее и легче, чем сопоставимая 5-ступенчатая МКПП. Двигатели были в очередной раз усовершенствованы с целью снижения расхода топлива и выброса вредных веществ. Для этого оба двигателя V8 получили модифицированный коленчатый вал, оптимизированный газораспределительный механизм, облегчённые поршни, отдельные катушки зажигания на каждый цилиндр, а также новую систему впрыска Motronic ME 1.0. с термоанемометрическим расходомером массы воздуха, в котором вместо нагреваемой нити применялась плёнка. В двигателе V12 конструктивных изменений было меньше, они затронули только размещение катушек зажигания и электронный блок управления двигателем. В результате различных мер по усовершенствованию двигателей и применения новой автоматической коробки передач расход топлива моделей V8 и V12 удалось сократить в среднем на 7 %, а выброс вредных веществ даже более чем на 40 %, причём при неизменном уровне мощности. В том же сентябре 1995 г. для всех моделей S-класса, оснащаемых восьмицилиндровыми двигателями, в качестве дополнительного оборудования предлагалась "электронная система стабилизации движения автомобиля ESP", основным предназначением которой является помощь водителю в сложных дорожных ситуациях. В случае получения соответствующей информации от датчиков она корректирует просчёты водителя, целенаправленно притормаживая одно или несколько колёс, и способствует сохранению устойчивости автомобиля. С того же времени система ESP входит в базовую комплектацию 12-цилиндровых моделей.
 
Наряду с усовершенствованными версиями, которые после фейслифтинга были представлены на автосалоне IAA во Франкфурте, в сентябре 1995 г. дебютировал также новый вариант S-класса: S 600 lang Pullman, разрабатывавшийся как новый правительственный лимузин со спецзащитой и продолжатель многолетней традиции компании Mercedes-Benz. Длина специальной версии составляла 6213 мм, что ровно на один метр больше, чем у версии S 600 с длинной колёсной базой. Выигранный за счёт этого объём пошёл на увеличение пространства для ног в задней части салона, где пассажиры располагались на комфортабельных сиденьях, обращённых друг к другу. Задняя часть салона могла отделяться от кабины водителя перегородкой. Лимузин Pullman серии 140 можно также было приобрести без спецзащиты в модификациях S 500 и S 600, первые экземпляры которых были выпущены в августе 1996 г.
В июне 1996 г. S-класс был в очередной раз обновлён и усовершенствован. Теперь новая 5-ступенчатая коробка передач с блокировкой гидротрансформатора и электронным управлением предлагалась также для шестицилиндровых моделей – для версии S 280 в качестве дополнительного оборудования, а для всех остальных в серийной комплектации. Параллельно с этим в базовую комплектацию шестицилиндровых моделей была включена противобуксовочная система ASR. В числе прочих новинок следует упомянуть серийное оснащение всех моделей боковыми подушками безопасности для водителя и переднего пассажира, систему распознавания наличия пассажира на переднем сиденье для срабатывания подушки безопасности, "интеллектуальный" датчик дождя, автоматически управляющий стеклоочистителем в зависимости от степени увлажнения ветрового стекла. Ксеноновые фары с фароочистителем и активная система коррекции фар предлагались в качестве дополнительного оборудования. С июня 1996 г. седаны S-класса также слегка изменились внешне, например, детали кузова, прежде окрашиваемые в контрастные цвета, теперь отливали шелковистым блеском лакокрасочного покрытия в цвет кузова.
 
В марте 1997 г. была выпущена модель S 500 с кузовом типа «ландо» и длинной колёсной базой: это был очередной уникальный экземпляр серии W 140 для Ватикана, который был передан Папе Иоанну Павлу II. Складной верх «ландо» был оборудован электрогидравлическим приводом. Для сопровождающих лиц предусматривались откидные сиденья.
 
На Парижском автосалоне в сентябре 1998 г. публике были показаны шесть седанов S-класса семейства W 220, которые пришли на смену модельному ряду W 140 после семи лет производства. На заводе в Зиндельфингене серийный выпуск Mercedes-Benz W140 к тому моменту уже был завершён, лишь модели со спецзащитой и лимузины Pullman продолжали сходить с конвейера. К сентябрю 1998 г. было выпущено в общей сложности 406 532 автомобиля серии W 140 , в том числе 28 101 экземпляр с дизельным двигателем.
 
Несмотря на все бесспорные достоинства самой большой модели S-класса, ей досталась непростая судьба, особенно в самом начале карьеры и особенно в Германии. В газете "Frankfurter Allgemeine Zeitung" от 25.08.1998 г. под заголовком "Конец старого доброго патриарха. Сентиментальное прощание: S-класс всегда был лучше, чем его репутация" был опубликован своего рода „некролог“, автором которого был Вольфганг Петерс: В нём, в частности, были такие слова: "Потому что не было автомобиля, предлагавшего бы столь же высокий ездовой комфорт и столь же комфортабельную подвеску, и ни один другой автомобиль в этой «весовой» категории не умел быть столь безопасным и маневренным одновременно. S-класс был великаном, которого научили танцевать на цыпочках. [...] Новый S-класс будет стройнее и гибче: но мы уже сейчас скучаем по толстяку". Прошло два месяца, и та же газета вынесла вердикт новому преемнику, Mercedes-Benz серии 220: «Каждый автомобиль S-класса заслуживает столь популярной раньше наклейки на заднем стекле: здесь едет большой начальник».


Вернуться